“Полная реабилитация”. Так оценивают президент США Дональд Трамп и его сторонники выводы, к которым пришло продолжавшееся более полутора лет расследование возможных связей предвыборного штаба Трампа с российскими властями. Команду следователей возглавлял специальный прокурор Роберт Мюллер. У оппонентов Трампа, однако, остаются вопросы – не столько к авторам доклада Мюллера, сколько к президенту и его окружению.
“Никакого сговора [с Россией], никакого препятствования [правосудию], полное и абсолютное оправдание. Сохраним Америку великой!” – такова реакция самого президента.
Полностью доклад Мюллера не обнародован. С его основными выводами политические круги и общественность вечером 24 марта ознакомил в специальном письме Конгрессу генеральный прокурор США Уильям Барр. В его послании подчеркивается: “Следствие, которым руководил спецпрокурор Роберт Мюллер, не нашло свидетельств того, что президент Дональд Трамп, его предвыборный штаб или помощники вступали в сговор или координировали свои действия с Россией с целью вмешательства в ход президентских выборов 2016 года”.
При этом факты самого вмешательства России в выборы не подвергаются сомнению. В письме Барра говорится, что расследование Мюллера установило два основных эпизода такого вмешательства – распространение дезинформации в социальных сетях в нарушение закона (этим, как утверждается, занималась так называемая “фабрика троллей”), а также хакерские атаки, в результате которых, в частности, была похищена документация с сервера Демократической партии. Это, как утверждается, – дело рук российской военной разведки.
В письме Барра также говорится, что свидетельства, собранные спецпрокурором Мюллером, “не являются достаточными” для установления фактов, подтверждающих, что Трамп “препятствовал правосудию”. Вместе с тем в документе отмечается, что этот вывод “не реабилитирует” президента. Решение о том, следует ли предъявлять Трампу обвинения в препятствовании правосудию, должен принять генеральный прокурор. Уильям Барр заявляет, что не нашёл оснований для предъявления таких обвинений.
Белый дом реагирует на доклад Барра как на официальное подтверждение того, о чем заявлял Дональд Трамп в ходе расследования, полностью отрицая наличие какого-либо сговора с Кремлем. Пресс-секретарь президента США Сара Сандерс назвала 24 марта “великим днём” для Америки. “После двух лет дикой истерии президент и миллионы его сторонников были полностью оправданы”, – заявила она.
Американские политики и СМИ разделились во мнениях относительно того, как оценивать выводы доклада Мюллера. Сенатор-республиканец Линдси Грэм, который хоть и принадлежит к одной с президентом партии, но известен непростыми отношениями с Дональдом Трампом, считает, что доклад снял все вопросы:
“Я получил изложение основных выводов [доклада] от генерального прокурора Барра. Это хороший день для правового порядка. Это хороший день для президента Трампа и его команды. Не было сговора, и не было препятствования [правосудию]. Тучи, собравшиеся над президентом Трампом, рассеяны этим докладом”.
Член юридического комитета верхней палаты, сенатор-демократ Ричард Блюменталь более осторожен в выводах:
“Сохраняются ключевые вопросы относительно того, был ли скомпрометирован Дональд Трамп как кандидат – и теперь как президент Соединенных Штатов. Следует оказать поддержку расследованиям, которые продолжают вести другие подразделения федеральной прокуратуры”.
В совместном заявлении демократов – руководителей комитетов Палаты представителей Конгресса, которые ведут собственное расследование российского вмешательства в выборы, содержится призыв к генпрокурору выступить на слушаниях в Конгрессе и объяснить, почему он принял решение не предъявлять обвинений Трампу, хотя отчёт Мюллера предоставлял ему такую возможность. Спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси и лидер демократического меньшинства в Сенате Чак Шумер заявили, что изложение Барром ключевых положений расследования Мюллера “оставляет столько же вопросов, сколько даёт ответов”.
Тучи, собравшиеся над президентом Трампом, рассеяны этим докладом
В подобном духе выдержаны и оценки ведущих американских СМИ.
“Странный отказ Дональда Трампа признать факт российского вмешательства [в избирательную кампанию], его непрерывные нападки на расследование Мюллера – всё это весьма смущает. Скорее всего, Трамп просто защитник российской политики. Но это повод для беспокойства. […] Господин Мюллер ясно дал понять, что его выводы – не оправдание Трампа. Господин Барр тут же пришел к заключению, что для выдвижения против президента обвинения в препятствовании правосудию недостаточно оснований. Учитывая неоднозначность выводов доклада… очень важно, чтобы общественность могла ознакомиться с как можно большим числом свидетельств, собранных Мюллером”, – пишет Washington Post.
“Мы знаем, что российские власти вмешивались в ход кампании 2016 года, организовав хакерские атаки на серверы Национального комитета Демократической партии. Тем самым они помогли Дональду Трампу стать президентом. Мы знаем, что, когда ведущие члены предвыборного штаба Трампа узнали об этом вмешательстве, они не только не сообщили об этом ФБР. Они приветствовали это. Они поощряли это. Они шутили об этом. […] То, что Мюллер не нашел достаточных доказательств координации действий Трампа или представителей его штаба непосредственно с русскими, может объясняться тем фактом, что [окружение Трампа] в этом не нуждалось. Они и так получали такую помощь”, – утверждает New York Times.
“Трамп, который за последние два года сделал фразу “Сговора не было!” своим вторым лозунгом наряду со “Сделаем Америку снова великой”, теперь может сконцентрировать свой немалый талант мстителя на возмездии своим оппонентам-демократам – в ходе борьбы за переизбрание на президентский пост. После 22 месяцев расследования, на которое были потрачены $25 млн и о котором Трамп с самого начала отзывался как об “охоте на ведьм”, расследования, которое практически никак не повредило лично ему, у него теперь неплохие шансы”, – считает Foreign Policy.
Издание The Hill в статье “Мюллер принес Трампу большую победу” приходит к таким выводам:
это большая победа Трампа, президент вряд ли мог и мечтать о лучшем исходе расследования, чем то, что сказано в письме Барра Конгрессу;
демократов в Конгрессе ждут сложности. Они заявили, что продолжат собственные расследования в отношении Трампа, однако расследование Мюллера было в общественном сознании главным, и его окончание фактически является последним словом для избирателей, не являющихся однозначными сторонниками Демократической или Республиканской партий. Демократам будет сложнее обосновывать продолжение расследований, а Трампу – легче называть это кампанией очернения;
остаются вопросы по поводу той части расследования Мюллера, которая касается возможного препятствования правосудию со стороны Трампа. Это главная проблема президента. Письмо Барра крайне уклончиво в этом вопросе, и демократы уже потребовали дополнительной информации;
вероятность импичмента падает. Все более очевидно, что политическая судьба Дональда Трампа решится на выборах 2020 года, и не раньше;
"говорящие головы" выглядят дураками. Наиболее яростные противники Трампа в СМИ, некоторые из которых считались экспертами в области права, дали своим надеждам возобладать над фактами. Можно ожидать, что Трамп еще активнее будет использовать риторику, направленную против либеральных массмедиа, а во время предвыборной кампании приводить историю с расследованием Мюллера как пример неадекватной работы СМИ.
Видный электоральный эксперт Нэйт Силвер пишет, что отношение к расследованию Мюллера все больше раскалывало общество по партийной линии, и результаты расследования дадут людям, не любящим Трампа, еще больше поводов его не любить. Но Силвер предполагает, что итоги расследования помогут Трампу не с традиционными колеблющимися избирателями, а с республиканцами, настроенными скептически к президенту. Это не очень большая группа избирателей, но консолидация партии вокруг Трампа может снова привести к очень плотным выборам в 2020 году.
Доклад Мюллера оставляет столько же вопросов, сколько даёт ответов
За время работы группы Мюллера были предъявлены более 200 обвинений 34 физическим и двум юридическим лицам. 26 обвиняемых – граждане России. Шестеро – бывшие советники Дональда Трампа: бывший советник президента по национальной безопасности Майкл Флинн, бывший глава избирательного штаба Пол Манафорт, бывший заместитель главы избирательного штаба Рик Гейтс, бывший личный адвокат Трампа Майкл Коэн и бывший советник Трампа Роджер Стоун. Обвинения в их адрес, однако, не связаны со “сговором” с Россией.
Завершение работы группы Мюллера не означает, что расследование российского вмешательства завершено – расследование отдельных эпизодов может быть продолжено правоохранительными органами в обычном порядке, не через институт спецпрокурора. Кроме того, продолжается расследование, которое ведётся в Конгрессе.
…