Отправляясь на прошлой неделе в дальневосточное турне, президент Трамп рекомендовал своим подписчикам в Твиттере следить за теледебатами демократов по лояльным ему средствам информации и добавил: “А я, извините, на борту номер один лечу спасать свободный мир!”
На саммите “Большой двадцатки” в Осаке он провел ряд двусторонних встреч, в том числе с Владимиром Путиным. Услышав вопрос журналистки “Скажете ли вы России, чтобы она не вмешивалась в выборы 2020 года?”, он пообещал: “Конечно, скажу” и немедленно исполнил обещание. Погрозив президенту Путину пальчиком, он сказал: “Не вмешивайтесь, пожалуйста, в выборы”. Путин иронически улыбнулся, но ничего не ответил.
Тем временем в Майами кандидаты от Демократической партии вели дискуссию. Дошла очередь и до внешней политики. Бывшего конгрессмена от Техаса Бето О’Рорка спросили: “Обязаны ли Соединенные Штаты вмешиваться, чтобы защитить людей, которым угрожают их правительства, даже в тех случаях, когда жизненно важные американские интересы не затронуты?”
Бето О’Рорк: Мой ответ – да, но такие действия должны всегда предприниматься сообща с союзниками, партнерами и друзьями. Когда Соединенные Штаты представляют единый фронт, у нас гораздо больше шансов достигнуть наших внешнеполитических целей и предотвратить геноцид, о котором вы говорите, подобный геноциду в Руанде. Но, к сожалению, при этой администрации президент Трамп оттолкнул наших союзников и друзей и ослабил наши союзы. Он сократил наше присутствие в мире, сделал нашу страну слабее, уменьшил ее способность противостоять вызовам, будь то Иран, Северная Корея или Владимир Путин в России, который вторгся в нашу демократию в 2016 году и которого президент Трамп пригласил и на этот раз сделать то же самое.
Он обнимается с жесткими правителями и диктаторами в ущерб демократии. Став президентом, я буду проводить внешнюю политику сообразно нашим ценностям. Мы упрочим наши союзы, наше партнерство и дружбу и вместе ответим на любой вызов. Это сделает Америку сильнее.
Под диктаторами Бето О’Рорк подразумевал и наследного принца Саудовской Аравии Мохаммеда бин Салмана, который тоже стал собеседником Дональда Трампа в Осаке. Обращенный к нему вопрос: “Поднимете ли вы перед принцем вопрос об убийстве Джамаля Хашогги?” – остался без ответа.
Джамаль Хашогги – оппозиционный саудовский журналист, получивший вид на жительство в США и зверски убитый в октябре прошлого года в саудовском консульстве в Стамбуле. Многие подозревают, что это было сделано по указанию наследного принца, поэтому на пресс-конференции в Осаке президента спросили об этом снова.
– Господин президент, если позволите – вопрос о ваших высказываниях на встрече с Владимиром Путиным насчет российского вмешательства. Вы как будто шутили с президентом России. Или мы поняли неправильно? А как быть с вашим заигрыванием с некоторыми из этих диктаторов и автократов на этом саммите? С Мохаммедом бин Салманом, наследным принцем Саудовской Аравии? Когда вас спросили о деле Джамаля Хашогги, вы не ответили на вопрос, сидя напротив саудовского кронпринца.
– Я не слышал, что меня об этом спрашивают.
– Вы боялись обидеть его этой темой?
– Совсем не боялся. Меня на самом деле не волнует, обижаю я людей или нет. По-моему, вы об этом знаете.
Свои дружественные отношения с наследным принцем президент Трамп объяснил недоказанностью обвинений против него. Зато отношения эти, по его словам, приносят выгоду Америке.
Они были потрясающим союзником. Они создают миллионы рабочих мест в США. Они покупают оборудование, не только военное, на 400 миллиардов долларов – на самом желе со временем эта сумма станет еще больше.
Наконец, находясь в Южной Корее, Дональд Трамп встретился с Ким Чен Ыном и стал первым президентом США, ступившим на землю КНДР.
В Твиттере президент написал:
Было здорово повидаться в этот уикенд с председателем Северной Кореи Ким Чен Ыном. У нас была отличная встреча, он выглядит прекрасно и в добром здравии. С нетерпением жду в скором времени новой встречи с ним.
“Президент разрушает отношения США с союзниками и превозносит диктаторов”, “реалити-шоу вместо дела”. Этот рефрен постоянно звучит из стана его оппонентов. По мнению одного из лидеров Демократической партии – сенатора Чака Шумера, которое высказал в ток-шоу Андерсона Купера на CNN, это был один из худших дней в американской внешней политике, в истории американской дипломатии.
А на вопрос почему – пояснил: “Он [президент Трамп] уже давно восхваляет диктаторов, то и дело вносит неразбериху во внешнюю политику. Что он сделал в Северной Корее? Ким Чен Ын получил именно то, что хотел: его называют другом, похлопывают по плечу и не получают ничего, абсолютно ничего взамен. Северная Корея – по-прежнему ядерное государство. Президент критиковал Обаму и Буша: вы не смогли добиться их разоружения, я смогу. Он сказал нам почти год назад: ни о чем не беспокойтесь. У них есть межконтинентальные ракеты. У них теперь больше ядерных бомб, чем было раньше. Они представляют угрозу для Соединенных Штатов, а он похлопывает парня по спине и ничего не получает взамен. Его внешняя политика беспорядочна. Она делается ради сиюминутного эффекта, она лишь тешит его самолюбие и вредит нам в долгосрочной перспективе”.
А это комментарий кандидата в президенты сенатора Берни Сандерса.
Я не имею ничего против его встреч с Ким Чен Ыном в Северной Корее или любом другом месте. Но я не хочу, чтобы они просто позировали перед камерами. Там была вся мировая пресса. Что произойдет завтра и послезавтра? Он ослабил Госдепартамент. Если мы намерены принести мир этой планете, нам нужен сильный Госдепартамент, мы должны продвигаться вперед дипломатическим путем, а не просто участвовать в фотосессиях. Именно в тот момент, когда он встречается с Ким Чен Ыном, он по-прежнему провоцирует войну с Ираном. Он наложил вето на резолюцию, которую я внес и которая была одобрена Сенатом и Палатой представителей, – резолюция, которая вывела бы Соединенные Штаты из ужасной войны в Йемене, где ее ведет жестокий диктатор Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман. Так что я не против его встреч и переговоров с нашими противниками, я возражаю против фотосессий. Нам нужна реальная дипломатия.
Президент Трамп не отвечал на критику впрямую. Но в интервью обозревателю Fox News Такеру Карлсону он заявил, что Америке пора перестать быть “мировым полицейским”, и привел в пример Россию и Китай. Речь шла об американском военном присутствии в Афганистане.
У нас лучшие в мире солдаты. Но если ты находишься там 19 лет, ты превращаешься во что-то вроде полицейского. Поэтому мы вернули их назад. Мы ведем переговоры с разными людьми. Но мы хотим уйти. Мы хотим уйти из многих мест, где мы сейчас находимся. Нас не должно там быть. Мы стали полицейским для всего мира. Посмотрите на Россию – она не наводит порядок в мире. Они наводят порядок в России. Посмотрите на Китай. Они не занимаются наведением порядка. У них нигде нет войск. Что у них есть – это люди, которые выкапывают полезные ископаемые из земли.
В ходе начинающейся президентской кампании президенту нужно предъявить во внешней политике нечто большее, чем фотосессии. Поэтому он, в частности, отказался от планов повышения пошлин на китайский импорт, после чего стороны заявили о возобновлении торговых переговоров. Американо-китайская торговая война тяжело сказывается на положении американских фермеров, которые прежде сбывали свою продукцию в Китай.
Что касается северокорейской проблемы, то, по сведениям New York Times, США готовы негласно признать ядерный статус КНДР в обмен за замораживание дальнейших разработок и производства ядерного оружия. Однако советник президента по национальной безопасности Джон Болтон опроверг эту информацию.
С любопытством прочел статью NYT. Ни сотрудники Совета национальной безопасности, ни я не обсуждали и не слышали о каком-либо желании “порешить на ядерном замораживании Северной Кореи”. Это достойная осуждения попытка загнать президента в угол. За такое придется ответить.
Так отреагировал на статью Болтон в Твиттере. Но NYT настаивает на своей правдивости.
Мы уверены в достоверности своего сообщения.
Статья была опубликована в воскресенье, а во вторник портал Axios разгласил содержание брифинга, который проходил в формате “не для печати”. (Издание уточняет, что его корреспондент на брифинге не присутствовал, а потому оно и не обязано соблюдать условие о неразглашении.) Его провел на борту самолета госсекретаря Помпео на обратном пути из Кореи в Вашингтон спецпредставитель США по КНДР Стивен Бигэн. По словам Бигэна, как пишет Axios, в ответ на ядерную “заморозку” администрация Трампа готова к встречным шагам, таким как направление в Северную Корею гуманитарной помощи и открытие постоянных диппредставительств в обеих столицах. Бигэн вместе с тем подчеркнул, что говорить о снятии санкций пока преждевременно и что конечной целью США остается денуклеаризация Корейского полуострова.
Государственный департамент публикацию Axios не комментирует.
…